Форум » Разности » Новый сборник альтернативной истории. Англо-саксонской... » Ответить

Новый сборник альтернативной истории. Англо-саксонской...

Артем: Составители Йен Уоттсон и Йен Уэйтс. Альтернативная история СПб.: Азбука. Азбука-Аттикус, 2012 [img]http://krupaspb.ru/images/pb_rec/Alternativnaya%20Istoriya.jpg[/img] Расхожая фраза о том, что история-де не имеет сослагательного наклонения, давно стала банальностью, штампом. В рядах профессиональных историков согласья нет, прямо как в басне Крылова. Одни говорят: да, не имеет. Другие возражают: а почему, собственно? Неужели не интересно представить, что было бы, если б святой благоверный князь Александр Невский решительнее поддержал политику татаро-монголов, разорителей земли русской, Наполеон после взятия Москвы повернул на Санкт-Петербург, а Николая Степановича Гумилева выкупили у расстрельной команды?.. Еще в шестидесятых годах двадцатого века Арнольд Тойнби, один из величайших историков минувшего столетия, легитимизировал альтернативно-исторический жанр как исследовательский прием, опубликовав знаменитые эссе «Если бы Филипп и Артаксеркс не погибли» и «Если бы Александр не умер во цвете лет», ставшие классикой. Так что ничего антинаучного в таких экспериментах нет — все зависит от того, насколько уверенно автор владеет материалом и как умело его использует. Перед участниками этого сборника, подготовленного британцами Йеном Уоттсоном и Йеном Уэйтсом, вопрос о сослагательном наклонении никогда не стоял. За исключением Пьера Гевара (рассказ «Пистолет Эйнштейна»), чаще пишущего на французском, никто из них не сомневается в существовании ключевых точек, моментов неустойчивого равновесия, начиная с которых история человечества могла бы пойти иным путем. Одна из главных историософских проблем решена фантастами раз и навсегда: нажми на кнопку — получишь результат. Но вот что странно: большинство точек бифуркации, отмеченных на этих страницах, имеют отношение в первую очередь к истории Великобритании и Соединенных Штатов. Иногда речь идет о событиях действительно значимых для всего человечества в целом: Америку колонизировали китайцы (Альфред Анджелло Аттанасио, «Чернила новой луны») или римляне (Грегори Бенфорд, «И снова Манассас»), англичане первыми добрались до разработок по «Фау» и стимулировали развитие пилотируемой космонавтики (Пол Макоули, «Очень британская история»), Германия была на голову разбита в Первой мировой войне и вместо того, чтобы лелеять реваншистские планы, стала флагманом научно-технического прогресса (Фриц Лейбер, «Успеть на цепеллин»)... Иногда фантасты обращаются к куда более локальным темам: пилот, которому предстояло провести ядерную бомбардировку Японии, отказывается выполнять приказ (Ким Стенли Робинсон, «Лаки Страйк»), гениальный математик Алан Тьюринг не кончает с собой, а бежит в Грецию (Руди Рюкер, «Игра в имитацию»), гражданские волнения 1960-х в США проходят чуть более кровопролитно, чем в нашей реальности (Пат Кадиган, «Донесения с фронтов революции»)... Фишку просечет только человек, глубоко погруженный в тему. Есть, правда, один рассказ, имеющий непосредственное отношение к российской истории, «Ленин в Одессе» некого Джорджа Зебровски — феерический треш, где товарищ Сталин дерется ногами, как Ван Дамм, и гоняет на мотоцикле, как Спиди-гонщик, а в ЧК служат лейтенанты. Уж лучше бы из российского издания его выкинули, ей-богу: меньше сраму. Все это свидетельствует не столько о самовлюбленности англосаксов (с такими обобщениями, пожалуйста, к Михаилу Задорнову: «Американцы ту-у-упые!»), сколько о том, что люди везде одинаковы — в каком бы уголке мира ни жили и на каком бы языке ни говорили. Всем интересно читать (и писать) прежде всего о себе — о своем прошлом, своей истории. Пусть даже история эта насчитывает каких-то триста лет. Точно так же любая российская альтернативно-историческая антология, переведи ее на английский, будет скучна и малопонятна американцам или англичанам. «Мультикультурность», «общечеловеческие ценности» — эти слова хорошо звучат на заседании Европарламента, но на деле-то своя рубашка всегда ближе к телу. Среди авторов антологии есть, разумеется, те, кому интересны ключевые точки, не относящиеся к англо-американской истории напрямую (Юджин Брин и Ким Ньюман с «Блудным христианином», Гарри Тертлдав с «Островами в океане», Роберт Сильверберг со «Сказками Венского леса»), но узок их круг и страшно далеки они от народа... (С) Василий Владимирский

Ответов - 5

Артем: Черт побери, картинка слетела! Блин. Посмотрите на ссылке

Leonid II: Артем пишет: Среди авторов антологии есть, разумеется, те, кому интересны ключевые точки, не относящиеся к англо-американской истории напрямую (Юджин Брин и Ким Ньюман с «Блудным христианином», Гарри Тертлдав с «Островами в океане», Роберт Сильверберг со «Сказками Венского леса»), но узок их круг и страшно далеки они от народа... В пещь адскую автора и его креативъ. Уж классику-то, Пола Андерсона, мог бы припомнить, а там англосаксонских развилок нуль одна целая и хрен десятых... Та самая - "Патруль Времени". Остальные - Персия, Китай, Карфаген, восточная Европа, Финикия, испанская Америка, в общем, что угодно кроме...

Артем: Leonid II пишет: Уж классику-то, Пола Андерсона, мог бы припомнить, а там англосаксонских развилок нуль одна целая и хрен десятых... Та самая - "Патруль Времени". Владимирский пишет о конкретном сборнике, а не о состоянии жанра в Америке....

Leonid II: Артем пишет: Владимирский пишет о конкретном сборнике, а не о состоянии жанра в Америке Так он наполнение конкретного сборника выводит почему-то из общего состояния жанра! Естественно, что читателям интереснее читать АИ на знакомом историческом материале, иначе это будет восприниматься просто как плохая фантастика. Однако как ни тупы англосаксы , но основные точки бифуркации мировой истории они все же знают (а про другие им автор сам расскажет, на то он и автор)...

Артем: Ну в подобном случае, это не Владимирский тупой, а составители тупые... Или не составители, а "Азбука"... В общем тот, кто не просчитал аудиторию.



полная версия страницы