Форум » Холодная война » Альтернативы американской и советской военной космонавтики 1963-... » Ответить

Альтернативы американской и советской военной космонавтики 1963-...

Fonzeppelin: ...Относительная стабилизация в 1963 году положения в Южном Вьетнаме, снявшая угрозу втягивания США в полномасштабную войну, позволила космическому ведомству и военно-воздушным силам настоять на дальнейшем расширении космической программы. Успешные русские операции в околоземном пространстве явно нервировали верхушку США. Было ясно, что разрыв нужно сокращать, и возможно более быстро. Как раз в это время развернулась дискуссия между ВВС и НАСА по поводу наиболее приоритетной программы. В этот период таковых было две - программа BBC X-20 и программа НАСА "Джемини". В январе 1964 года развернулась колоссальная дискуссия по поводу космических приоритетов США, в ходе которой были рассмотрены преимущества обеих концепций. Специалисты НАСА настаивали на необходимости развития программы "Джемини" с целью возможно более быстрого достижения Луны, и указывали на идеологическую необходимость обогнать русских. ВВС заявляли, что "Джемини" не имеет военного значения, и не может быть использован для боевых операций. Масла в огонь подлили слухи о том, что русские создают собственные орбитальные боевые платформы, способные к поражению целей на территории США. Тут уже занервничал ВМС, который весьма нервически относился к угрозам для собственных авианосцев. ВМС поддержал программу ВВС, заявив, что если правительство снизит финансирование, ВМС готов оказать поддержку. В результате, в 1964 году принято решение о параллельном продолжении обеих программ, но с требованием к ВВС сократить цикл испытаний для запуска первого аппарата в 1968 году. НАСА в свою очередь обязывалось предоставлять для испытаний перспективные ракеты-носители. В 1965 году был создан первый прототип аппарата X-20, который в течении длительного времени испытывался ВВС на стенде и в воздушных полетах с борта бомбардирровщика B-52. Испытания прошли относительно удовлетворительно, хотя и выявили ряд проблем. 8 октября 1967 года командующий ВВС объявил о том, что первый безэкипажный запуск аппарата состоится не позднее лета 1968 года. 12 августа 1968 года состоялся старт X-20 с использованием ракеты "Титан-4A", построенной с использованием технологий флота. Управляемый дистанционно аппарат вышел на околоземную орбиту. В ходе испытательного полета, были проведены несколько экспериментов с маневрированием, превзошедшие ожидания конструкторов - аппарат оказался более совершенным технически, чем предполагалось. После испытаний, экспериментиальная модель успешно прошла вход в атмосферу и выполнила атмосферное маневрирование, но из-за невозможности точной наводки была потоплена в океане. 11 ноября 1968 года состоялся первый полет X-20 с человеком на борту, в ходе которого было выполнено несколько успешных операций, включая сближение с ступенью ракеты-носителя "Адженда", подтвердившие отличные маневровые качества аппарата. После этого полета, ВВС официально приняло аппарат на вооружение под названием "Орбитальный перехватчик FS-20". Принятый на вооружение в 1968 году, FS-20 представлял собой модернизированную версию, предназначавшуюся для "инспектирования и уничтожения враждебных космических аппаратов". Первая машина встала на боевое дежурство в 1969 году, хотя являлась абсолютно безоружной - помимо того, разработка вооружения задерживалась, так еще и сборка первого аппарата вышла из графика и требовала увеличения времени. В результате на вооружение был поставлен один из экспериментальных аппаратов серии X-20. Поставки FS-20 начались с 1971 года. Ими вооружались 2 аэрокосмических крыла ВВС, каждое из которых включало в себя 4 эскадрилии по 2 аппарата, стоявших на постоянном боевом дежурстве. Несколько аппаратов были переданы в распоряжение флота. Всего с 1971 по 1978 промышленность произвела 8 аппаратов FS-20 и 24 аппарата FS-21. Аппараты FS-20 часто совершали тренировочные и демонстрационные орбитальные полеты. В 1972 году состоялся первый практический перехват спутника-мишени при помощи FS-20 под номером 4, вооруженном 4 ракетами "Стархаммер". Пока ВВС испытывало FS-20, НАСА продолжало работу над лунным проектом. И в 1969 году Нил Армстронг ступил на Луну, положив тем самым начало космической эры. Проблемой для США стало то, что СССР от своих космических амбиций не отказался, и воспринял успех США на Луне как временный сбой. 1 января 1971 года, Юрий Гагарин в составе первой советской экспедиции ступил на Луну, доставленный туда ракетой Н-1, конструкция которой была усовершенствована еще в 1969 году. Таким образом, стало ясно, что СССР тоже планирует долговременные космические акции, к которым США еще только предстояло готовиться. В среде военных НАСА запуск Н-1 вызвал настоящую тревогу. Успешный запуск долговременной космической станции "Салют" создал угрозу формирования Советским Союзом мощной орбитальной группировки. Помимо этого, стало известно о успешном испытании собственного советского космического перехватчика "Союз-К", вооруженного автоматическими орудиями, и о готовящейся более новой версии под названием "Звезда" Советская космическая программа, в отличии от американской, предусматривала базирование перехватчиков не на Земле с запуском при угрозе военных действий, а в Космосе на долговременных орбитальных станциях. В 1972 году такая станция, получившая название "Алмаз" была успешно запущена носителем Н-1. Она обладала модулем для стыковки с двумя космическими истребителями-бомбардировщиками серии "Звезда" Командование США понимало, необходимы ответные меры. Первым таким шагом стал проект "Глобал инспектор" - выполненный кораблем X-20 с дополнительным топливным блоком "Сатурн-5" облет Луны. Официальной целью проекта было доказательство возможностей корабля, неофициальной - проверка не оставила ли русская экспедиция на обратной стороне Луны в 1972 году что-либо вроде атомных пусковых мин. Надо признать, что опасения были небеспочвенны - СССР как раз в тот момент планировал постройку долговременной лунной базы, способной играть роль системы базирования лунных кораблей. Целью полета X-20 было доказать, что космические истребители США могут поражать цели и за орбитой Луны. В это время НАСА, с завистью следившее за военными аппаратами ВВС, начало доказывать, что космический истребитель-бомбардировщик можно создать на основе "Аполлона". С этой целью в 1973 году были произведены испытания системы "Блю Апполон", представлявшей собой "Апполон" с присоединенным боевым модулем. Хотя систем не была принята на вооружение тем не менее она показала хорошую маневренность в Космосе. В 1974 году произошли сразу три знаменательных события. 11 января 1974 года СССР запустил программу создания долговременной лунной базы, для чего были осуществлены два запуска космических кораблей. 8 июня 1974 года НАСА вывело на орбиту космическую станцию "Скайлэб". 12 июля 1974 года ВВС вывели на орбиту космическую станцию MOL. А 8 января 1975 года стало известно о наличии на советской военно-космической станции "Алмаз-1" арсенала атомных боеголовок. Известие о том, что на орбите над США кружится атомный арсенал, вызвало шок в США. СССР к этому моменту опубликовал инициативу по созданию специализированной платформы. Правительство США увеличило финансирование на проекты обороны. В 1971 году США развернули проект NERVA - использования атомной энергии. В 1973 году состоялся опытный пуск космического корабля "Сатурн-5N" двигателем NERVA, дальнейшие испытания не проводились. Но в 1975 году НАСА начало работу над новой программой - многоразового космического корабля "Челнок", предполагавшей использование атомного двигателя. В 1977 году "Спейс Шаттл" обрел свои базовые очертания - многоразовый "космический самолет", с атомными двигателями высокой мощности. Корабль должен был взлетать при помощи четырех многоразовых ускорителей и приземляться как X-20. В ходе разработки использовался опыт SF-21F, в области входа в атмосферу. В это время, ВВС работало над проектом нового "космического перехватчика" и одновременно - над дорогостоящим проектом лазерной станции. Но на первое место неожидано вырвался флот. В 1978 году флот предложил идею дешевой системы космического перехвата, основанной на использовании беспилотных ракетных кораблей. 11 января 1978 года на орбиту вышел модуль орбитальной платформы-перехватчика, на основе верхней ступени обычной массовой ракеты-носителя. Дешевая система использовала 8 ракет "Стардаггер", и предназначалась для эффективного поражения орбитальных целей. Преимуществом системы была ее огромная дешевизна. Орбитальные платформы "Скайармор" использовали обычные компоненты, и запускались массово, не требуя дорогостоящих технических работ. Каждая такая платформа могла эффективно осуществлять функции слежения и перехвата космических объектов на больших дистанциях. Предполагалось подвесить большое количество таких станций, которые смогли бы в любой момент выпустить по всем советским космическим объектам сплошной шквал ракет. Система получила положительные, выгодно отличаясь своей дешевизной. В 1979 году правительство остановило программу разработки нового орбитального перехватчика ВВС и начало создание глобальной системы флота. В отличии от исходного проекта, правительство решило дополнить ее несколькими тяжелыми станциями наблюдения, которые одновременно могли бы играть роль заправочных станций для космических кораблей. Предполагалось при помощи ракет "Сатурн-5" и перспективного многоразового корабля расположить на орбите 8 тяжелых станций и более 30 простых ракетных платформ. Создание системы, получившей название SSI (Глобальной космической) началось с 1980 года. В 1981 году был осуществлен первый запуск многоразового космического корабля "Энтерпрайз". К 1981 году СССР начал отставать в гонке. Несмотря на явные успехи и успешное строительство лунной базы, первенство в Космосе он начал утрачивать. Запуск многоразового "Энтерпрайза" вновь вывел США вперед. Завершение разработки космического корабля "Спираль" задерживалось, и при всем желании он не мог сравниться с "Шаттлом". В 1983 году НАСА и ВВС объединили усилия, создавая на основе шаттла космическую боевую систему. Предполагалось создать ее в трех версиях: 1) Носитель истребителя FS-21 2) Авианосец с 12 автоматическими перехватчиками 3) Лазерная платформа Но в 1983 году мир облетело новое сообщение - СССР запланировал космическую экспедицию на Марс! Используя все новые достижения и новую ракету-носитель Л-1, СССР начал постройку на орбите одновременно двух двухместных космических кораблей проекта "Аэлита", А-1 и А-2. Проект готовился с 1981 года, но только в 1983 начал реализацию. Ответом НАСА, тоже готовившего аналогичную экспедицию, стало начало постройки корабля по проекту "Вояджер" - атомного корабля, предназначавшегося на 5 космонавтов. Работы по постройке кораблей велись до 1985 года, но уже к 1984 стало ясно, что НАСА отстает. Сравнительно более сложный "Вояджер" требовал длительного создания, хотя и обладал большей мощью. 12 января 1985 года корабль А-1 с экипажем из Юрия Гагарина и Малышева стартовал к Марсу, несмотря на то, что результаты автоматических экспедиций СССР были несовершенны. 18 марта 1985 года отправился А-2 с экипажем из Титова и Волвенко. 18 августа 1985 года к Марсу стартовал "Вояджер" Ход этой экспедиции повернул историю человечества. 1 марта 1986 года мир облетела ужасная новость - космический корабль А-1 не выполнил коррекцию орбиты в надлежащее время. Связь с кораблем проявила ужасающий факт - от случайного дефекта вышла из строя система зажигания химического ускорителя основного класса. Летящий по вытянутой дуге корабль не имел ни единого шанса вернуться на Землю без дополнительного ускорения, и никто из следовавших далее не мог его догнать для того, чтобы снять обреченных космонавтов. В последнем пришедшем с борта сообщении, Юрий Гагарин призвал человечество не бояться потерь, неизбежных при освоении Космоса. 12 июня 1986 года поступили неприятные данные и с А-2. Корабль имел повреждения в управления, и плохо слушался руля. Затраты горючего на маневровые операции непредвиденно росли, а система кислородообеспечения начала выходить из строя. 1 августа 1987 года этот корабль приблизился к марсу и вышел на его орбиту. На летевшем третьим "Вояджере" полет проходил без особых проблем, больший экипаж и большие размеры корабля позволяли чинить повреждения. 18 августа 1987 года он вышел на орбиту Марса на две недели отстав от А-2. Но еще задолго до этого, Герман Титов с борта А-2 передал сообщение о том, что корабль, видимо, выходит из строя. Все последние коррекции курса избыточно истощали запас топлива, а затем один из двигателей отключился. Над космонавтами нависла угроза повторить судьбу А-1. С огромным трудом удалось, используя все остатки горючего, повернуть А-2 к Марсу, но было ясно, что для обратного полета горючего не хватит. 12 июля 1986 года А-2 сообщил, что вернуться на Землю по всей видимости, не сможет. Это сообщение было принято на "Вояджере", который летел к Марсу третьим, и ретранслировано в штаб НАСА с припиской: "А-2 покинуть Марс не в состоянии, просчитайте параметры спасательной операции". "Вояджер", единственный из двух кораблей летевших к Марсу еще обладал некоторыми резервами свободного хода. Хотя астронавты не могли сдержать разочарования - видеть перед собой Красную Планету, и знать, что высадка на нее откладывается, тем не менее ни у кого из них не возникло сомнений - необходимо, используя резервы системы жизнеобеспечения "Вояджера", преденазначавшиеся для его поддержания на орбите в ходе марсианской экспедиции, забрать с А-2 космонавтов и доставить на Землю. На Земле изменение планов экспедиции восприняли как естественный шаг, но неожидано возникло противодействие со стороны ЦРУ. ЦРУ придерживалось мнения, что русские проблемы касаются только их, и необходимо продолжать марсианскую экспедицию. Такая точка зрения, переданная в НАСА, вызвало шок. Практически все специалисты ВВС, ВМС и НАСА единодушно высказались против такой точки зрения, но ЦРУ упорствовало, не желая пускать русских на секретный космический. Длившиеся почти неделю тайные дебаты завершились "Мятежом астронавтов", в ходе которого директор НАСА заявил, что если спасательная экспедиция не будет принята, он немедленно уходит в отставку. Его поддержали свыше 189 старших офицеров. Под натиском ЦРУ капитулировало, и операция "Рука помощи" началась. Действуя по плану операции, "Вояджер" вышел на орбиту немдленного старта к Земле. Экипаж А-2, используя свой посадочный модуль переместился на "Вояджер" вместе с запасами кислорода и воды, взятыми с А-2. После чего, горючее посадочного модуля "Вояджера" было использовано. чтобы направить к Земле. Сверхсложный полет на пределе возможностей системы жизнеобеспечения люди и техника вынесли с честью. 11 июля 1988 года "Вояджер" вышел на сверхвысокую орбиту, а 18 июля 1988 года космический шаттл "Энтерпрайз", модернизированный для сверхвысокого, снял с него астронавтов. Операция "Рука Помощи" завершилась, и весь мир, в течении более чем трех лет с тревогой следивший за марсианской программой, рукопелскал ей. Произведя огромный эффект на весь мир, и наглядно продемонстрировав взаимопомощь и взаимовыручку между людьим разлдичных наций, операция способствовала сближению США и СССР. В 1988 году президент США Нил Армстронг и президент Советского Союза Горбачев подписали "Соглашение о взаимопомощи", согласно которому, США предоставляли СССР масштабную экономическую, научную и кадровую помощь для облегчения перехода советской экономики на рыночный режим. Впоследствии, пакт Армстронга-Горбачева, положивший начало советско-американскому союзу считали завершением холодной войны и "самым удачным достижением космонавтики за всю ее историю"...

Ответов - 9

Че Бурашка: Fonzeppelin пишет: ВВС заявляли, что "Джемини" не имеет военного значения, и не может быть использован для боевых операций. Нагло врали. "Джемини Блю": Fonzeppelin пишет: "Союз-К" В смысле "Союз-ППК(С)"? Как видно из рисунка вооружен он как раз ракетами Fonzeppelin пишет: X-20 Про металлическую теплозащиту вам коллега SerB уже писал на паралельном. Fonzeppelin пишет: Завершение разработки космического корабля "Спираль" задерживалось, и при всем желании он не мог сравниться с "Шаттлом". Упал под стол. Сравнение "Спирали" с "Шаттлом"... Вы еще Ф-4 с Б-52 сравните. И зактягивание разработок "Спирали" при летающей "дайна-сор" ни чем не обосновано. Fonzeppelin пишет: Но в 1975 году НАСА начало работу над новой программой - многоразового космического корабля "Челнок", предполагавшей использование атомного двигателя. Вы агент ГРУ? Вместо того чтобы навести порядок в (зоо)парке американских химических носителей делаете вундервафлю... ри том, что у СССР и килограмм ПН стоит максимум 500 р. На гурколет ссылатся не надо - коллега Лин Цезарь Август честно признавался что для него нужно 10-15 лет НИОКР как минимум. Коллеги могут ознакомится с обсуждением ядерного шаттла здесь.

Fonzeppelin: Нагло врали. "Джемини Блю": А кто бы спорил! Только ВВС очень хотелось продолжить финансирование. В смысле "Союз-ППК(С)"? Там с этим зоопарком - Союз-К, Союз-ППК, Союз-ВИ! Про металлическую теплозащиту вам коллега SerB уже писал на паралельном. И не убедил. И зактягивание разработок "Спирали" при летающей "дайна-сор" ни чем не обосновано. Денег у СССР существенно меньше. Вместо того чтобы навести порядок в (зоо)парке американских химических носителей делаете вундервафлю... ри том, что у СССР и килограмм ПН стоит максимум 500 р Вообще-то у США денег при отсутствии Вьетнама существенно больше. И создание ядерной установки для членока более чем возможно. Но я понимаю, вас зависть мучает. Что кто-то сделал вещь более веселую, чем ваш "Крейсер Гагара".

Fonzeppelin: Да, Че, на параллельном форуме вас с нетерпением ждут, чтобы продолжить дискуссию по винтовым истребителям, которые сильнее реактивных, армии Чингисхана, которая сильнее Наполеона и конечно армии Российской Империи, которая сильнее советской!

Че Бурашка: Fonzeppelin пишет: Там с этим зоопарком - Союз-К, Союз-ППК, Союз-ВИ! Зоопарка не было - был "Союз-ВИ". Большое количество эскизных проектов - норма. Fonzeppelin пишет: И не убедил. Учите сопромат. Fonzeppelin пишет: Денег у СССР существенно меньше. И что? В РИ "Бор" летал, в отличие от. Fonzeppelin пишет: Но я понимаю, вас зависть мучает. Не мучает, не надейтесь. Fonzeppelin пишет: Что кто-то сделал вещь более веселую, чем ваш "Крейсер Гагара". Нет, просто плакать хочется от катастровического незнания матчасти у кого-то

Fonzeppelin: Не мучает, не надейтесь. А я и не надеюсь. Я знаю. Нет, просто плакать хочется от катастровического незнания матчасти у кого-то Че, мы вас с радостью ждем. чтобы продолжить дискуссию про Чингисхан vs Наполеон, винтовые истребители vs реактивные, РИ vs СССР... Че, ну честно, не с вашими познаниями меня в незнании матчасти упрекать!

Че Бурашка: Fonzeppelin пишет: Чингисхан vs Наполеон А в каком году Наполеон Мамая победил? Fonzeppelin пишет: винтовые истребители vs реактивные РИ 44-45. И Корея. Fonzeppelin пишет: РИ vs СССР А это вообще ваши фантазии. Fonzeppelin пишет: Че, ну честно, не с вашими познаниями меня в незнании матчасти упрекать! А посуществу сказать можите чего? Вы бы хоть Первушина в начале почитали прежде чем про звездные войны писать. Или хоть Гильзина как минимум... Ну вобщем Fonzeppelin пишет: 12 августа 1968 года состоялся старт X-20 с использованием ракеты "Титан-4A", построенной с использованием технологий флота. Управляемый дистанционно аппарат вышел на околоземную орбиту. В ходе испытательного полета, были проведены несколько экспериментов с маневрированием, превзошедшие ожидания конструкторов - аппарат оказался более совершенным технически, чем предполагалось. Это даже не персик, а фэнтези. И это не только мое мнение - коллега SerB аналогично считает, а он на алтфорумах общепризнаный ракетно-космический гуру. Если даже многоразовик в 68 полетит, то полетит он весьма плохо. Примерно как шаттл.

Стас: Я, наверное, повторюсь - была в 2005 - 2006 годах большая тема SerB-а "Черепаший галоп- лунная гонка". Несколько авторов ЕМНИП. Там многое было подробно рассмотрено. Временные рамки в общем такие же - с середины 60-х гг по конец 80-х гг (подробно расписано). Там советские первая автоматическая проба лунного грунта и первый луноход были до высадки на Луну амер. астронавтов, затем, как в реале первыми на Луну высадились американцы, затем, основательно подготовившись, в 70-71 (?) году - советские космонавты, затем там ещё была "ракетно-электронная" сделка с Францией (СССР Франции часть ракетных разработок, Франция - часть чего-то электронного, и вообще нового пром.оборудования) - Франция становилась эдакой "дырой в железном занавесе", затем в 70-х СССР совершенствует спутники связи и теле-фото-спутники, раньше реала появляется некий зародыш ГЛОНАСС, GPS, КОСПАС-САРСАТ, и даже в СССР ещё несколько телеканалов появляется (ЕМНИП "Культура"?, Спорт"?), нефтедоллары расходуются получше реала (ЕМНИП аппетиты сухопутных войск в смысле "больше танков" поприжали, одновременно показав им возможности спутниковой разведки/целеуказания), в 1979-м - первая лунная база-"металлическая бочка на ножках", проработала какое-то время (потом трещина в металле из-за перепадов температур лунных ночи и дня). Далее, в 80-е, - возвращаемая многоразовая разгонная ступень с крылышками. Работы по ЯРД-ракете и по ионным ракетам, начало их регулярных полётов к Луне. И, наконец, в конце 80-х - начало пилотируемого полёта (экспедиции) на Марс. В "ЧГ-ЛГ" всё описывается с большим количеством технических деталей и реализма, в том числе неудачи и поломки. Эх, хорошо бы её отдельной книжкой издать. Данная тема в чём-то похожа на "чг-лг".

Че Бурашка: Стас пишет: Я, наверное, повторюсь - была в 2005 - 2006 годах большая тема SerB-а "Черепаший галоп- лунная гонка". Была. А еще была серия произведений Первушина "Битва за звезды". Как раз "Звезда"vs"Дайна-сор" в 70е. Так что вопервых а вовторых "кризис социализма" в мире Гагарина (вобщето Леонова) на Луне ни чем не обоснован. А в мире ядерного шаттла у США еще и свой Чернобль будет. Стас пишет: Данная тема в чём-то похожа на "чг-лг". Скорее уж Первушин.

Дмитрий: Автор как-то нас недооценивает.



полная версия страницы