Форум » Новое время » Русский приорат Мальтийского Ордена в мире императора Павла » Ответить

Русский приорат Мальтийского Ордена в мире императора Павла

georg: «Орден Мальтийских рыцарей или как он именовал сам себя "Державный орден св. Иоанна Иерусалимского" существовал сначала на острове Родос, а позже на острове Мальта. Несколько столетий орден пользовался правами независимого государства: ведет дипломатические сношения с разными государствами, содержит флот для борьбы с пиратами, ведет войны с врагами христианства. "Рыцарство везде уже отжило свое время, и только мальтийские рыцари, озаренные блеском военной доблести и героических подвигов, совершенных их предками, остались могущественным средством в борьбе консервативных и религиозных сил против тех, кто получил свою власть от революции. В течение ряда лет русский император лелеял мысль сгруппировать вокруг Мальтийского ордена все духовные и военные силы Европы, без различия национальности и вероисповедания, чтобы подавить движение, которое угрожало не только "престолам и алтарям", но также всему существующему порядку в мире. Кто знает, размышлял российский монарх, не суждено ли и сейчас этому Ордену, так долго и успешно боровшемуся против врагов христианской Европы, объединить все лучшие элементы и послужить могучим оплотом против революционного движения? Помимо того Имп. Павла прельщали в Мальтийском ордене его традиции, рыцарский уклад и его мистически религиозное направление, так отвечающее его собственному религиозному мировоззрению. Перед воображением императора рисовался образ идеального рыцарского союза, в котором, в противовес новым идеям, исходившим из революционной Франции, процветали принципы, положенные в основу Ордена: строгое христианское благочестие и безусловное послушание младших старшим". "Ненормальный Павел" понял то, чего до сих пор не понимают, например, все политические деятели современного западного мира. Павел понял, что с вредными идеями надо бороться тоже идеями, что одна физическая борьба против носителей растлевающих идей победы не принесет. Россия и Европа того времени не знали, как защитить себя от растлевающих идей французской революции. В момент восшествия Павла I на престол Робеспьер был уже убит, революция как будто бы шла на убыль. Павел, не раздумывая, посылает в Европу для борьбы с ним Суворова. Но действия Суворова и предательское поведение союзников убедили Павла, что оружием их победить нельзя. Что даже несколько Суворовых не смогут в данном случае ничего сделать. Павел понял, что революционным идеям надо противопоставить распространение религиозных и политических идей, а революционным партиям — силу религиозно-светских орденов. "...Когда постановление конвента лишило Орден его владений во Франции, мальтийские кавалеры в числе французских дворян стали прибывать в Россию. В 1797 году Имп. Павел I принял на себя обязанности протектора Мальтийского ордена. Это звание налагало на него известные обязанности по отношению Ордена, особенно когда в июне следующего года молодой французский генерал Бонапарт захватил Мальту. В это тяжелое для державного Ордена время только Имп. Павел оказал действенную помощь ему. Русский император не только дал ему убежище в своей столице и обеспечил пребывание Ордена в России материально, но и распространил деятельность его на русской территории восстановлением польского католического и учреждением русского православного Великого Приорства. Захватив Мальту, французы выслали русского посланника и объявили жителям острова, что всякий русский корабль, появившийся у их берегов, будет немедленно потоплен. Имп. Павел был глубоко возмущен подобным поступком французов. Не прошло и двух месяцев после захвата Мальты генералом Бонапартом, как русская эскадра адмирала Ушакова совместно с турецким флотом приняла участие в действиях против Франции в Средиземном море. Захватив Ионические острова, русские готовились уже овладеть Мальтой, но англичане предупредили их. Нежелание Великобритании вернуть остров Ордену, не дало возможности дальнейшим событиям завершиться в благоприятном для него направлении. Осенью этого же года совершилось важное событие, окончательно привязавшее ими. Павла к Ордену: сановники и кавалеры Российского Приорства, собравшись в С.-Петербурге, торжественным актом от 15 августа 1798 года признали великого магистра Ордена фон-Гомпеша виновным в сдаче острова Мальты французам, объявили его низложенным и просили Царя-Протектора принять Мальтийский орден в свое державство. 29 ноября того же года, в торжественной обстановке, император Павел возложил на себя знаки нового сана: белый мальтийский крест, рыцарскую мантию, корону и меч, осуществив таким образом, личную унию ордена с Российской империей. К императорскому титулу поведено было прибавишь слова: -"Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского", а в государственном гербе на грудь орла возложен был мальтийский крест, существовавший здесь в течение двух с половиной лет". Павел I издал манифест об "Установлении в пользу российского дворянства ордена св. Иоанна Иерусалимского". Новый российский мальтийский орден состоял из двух отделов: православного и католического. "Разрешено было также учреждать с Высочайшего соизволения родовые командорства по примеру других стран. Подобные наследственные командорства сохранялись в роду графов Салтыковых, князей Белосельских-Белозерских, князей Долгоруких, графов Шереметевых, Кологривовых, графов Мордвиновых, Валуевых и других. Однако, Имп. Павел смотрел на Орден с его дворянскими установлениями не как на сословие или класс, а как на некоторое духовное начало, которое должно было приобщить к царству благородства и чести широкие народные массы и создать новую аристократию духа. С этою целью он всячески стремился облегчить доступ в Орден лиц недворянского происхождения, установив для них звание почетных кавалеров и награждая их мальтийскими крестами. С этой же целью он повелел выдавать всем нижним чинам за двадцатипятилетнюю беспорочную службу медные мальтийские кресты, так называемые "донаты ордена св. Иоанна Иерусалимского". Российский император понимал, что равнение по низшим есть разгром человеческой культуры, видел внутреннее духовное оправдание не в демократизации общества, но его аристократизации. Так возглавление Мальтийского Ордена Российским Императором перешло в историю Ордена, как славная страница первой великой борьбы с разрушительными идеями французской революции 1789 года, ныне нашедшими свое развитие и завершение в большевизме". "Павел I, — пишет Н. Былов, — берет на себя возглавление католическим орденом с титулом великого магистра. И это в нем вовсе не компромисс с своей совестью или безразличие к той и другой религии. В Гатчинском дворце долгое время показывали коврик, протертый посередине от коленопреклоненных ночных молитв Павла Петровича, тогда еще наследника. Кто читал записки Порошина, воспитателя наследника или отзывы митрополита Платона Левшина, его законоучителя, для того приверженность государя к православию не подлежит сомнению. Оставаясь самим собою, Павел I подает нам пример такой широты и смелости в понимании христианства, которые стоят совсем особняком в истории России и Европы. Припомним, что и в староверах он умел, прежде всего, видеть христиан, достойных всякого уважения. Орден мальтийских рыцарей, который привлек его внимание, был исключительно подходящим, как для индивидуально-духовной закалки, так и для просветления Европы. Мальтийцы, ведущие свой род от иоаннитов, — рыцарей-монахов, ставили своей целью дела помощи ближним, но вместе с тем и с оружием в руках защищали христианский, мир от неверных. И в этом глубочайший смысл такого светского религиозного ордена: он может выступать как действенная вооруженная сила, тогда как Церкви, по сути своей, лишены этой возможности. Имп. Павел, с универсальной стороны мальтийства, оказался также непонятен Европе, как не поняли и русские смысла введения в России орденства. И католические и лютеранские государи мечтали только о том, чтобы спрятаться в свои норки и там отсидеться". "Мальтийское орденство, введенное Имп. Павлом, надо рассматривать под двумя углами зрения: под внутренним, чисто русским, и вторым — универсальным. Первую, русскую идею, вложенную в рыцарство, правильнее всего назвать перерукоположением дворянства. Император Павел Петрович, с его обостренными понятиями чести и долга, веры и верности, никак не мог согласиться, что голый факт принадлежности к высшему сословию ставит человека, действительно, выше всех, Екатерининскому дворянству, шляхетного, польского типа, в особенности нужна была орденская, духовная прививка. Да и в дальнейшем Собакевич и Коробочка, Чичиков и Милюков, Ленин — были по паспорту дворянами, но какой прок России от их дворянства?.. Прием в Мальтийские рыцари был открыт и для духовенства; в орден вступили даже некоторые православные епископы. Что современники абсолютно не поняли идей своего императора и свели все к карьеризму и переодеваниям в мальтийские мантии, — это безусловный факт. Но это не обязывает нас тоже ничего не понимать. Скажем, например, так: если бы рядом с Государственной Думой, выкликавшей революцию, существовал твердый духовный орден, на который государь мог бы всецело положиться, то битым было бы не Государство Российское, а эта пресловутая Дума".»

Ответов - 51, стр: 1 2 All

ымы: georg пишет: революция у нас на Руси произошла в том числе потому, что власть слишком считалась с этим самым "общественым сознанием" Которая революция? Если начала 20 века, так Вы ж сами пишете: К сознанию народа относились как к чему то несуществующему. В конце концов народ попер и власть Что мои слова подтверждает. Чреваты игры. georg пишет: Если царь создаст себе верный и сплоченный оплот в виде Ордена, с мировоззрением и идеологией отличными от "общественного сознания" Ключевое слово "если". Откуда царь возмет такую идеологию и мировоззрение в товарных количествах? И в какие сроки. Т.е., идея хорошая, но технически нереализуемая в задуманном виде.

Пух: georg пишет: Воспользовалась. В XX веке. Вы ведь и сам понимете что в 20 веке была реакция на разгул антигосударсвенных настроений Было преодоление Хаоса Прямо по законам диалектики georg пишет: В реале Павел забил на эти просьбы. Достаточно того что из-за Мальты влезли по уши в войну с Францией действуя в пользу Англии и Австрии А Бонапарт тем временем действовал фактически на пользу России georg пишет: Ваши идеи хороши, но в РИ не малейших наметок на их осущетсвление. А вот русский приорат Мальтийского ордена - это то, что было в РИ. Большая часть описанного - тоже была. И будь жив Павел - он бы НЕИЗБЕЖНО это развивал. Не совсем понял ваш эмоциональный отзыв Разве Табель о рангах в РИ отсутствовала? Разве не было Николая Павловича.? Я спорить сильно не хочу - вы верите в перспективность мальтийского проекта в России а я честно сказать нет Считаю что заявленных целей можно достичь на основе уже имеющихся структур

georg: ымы пишет: Что мои слова подтверждает. Чреваты игры. Это вы о чем. О народе? Так с его "общественным сознанием" играли 200 лет, начиная с Петра. Государственная машина в руках элиты, подчинившей себе и народ и фактически монархию, была сильнее. Павел попытался установить прямую связь монархии с народом, ограничив элиту, но не нашел достаточно убежденных сотрудников среди самой элиты, без чего неизбежно оказался в изоляции и погиб. ымы пишет: Откуда царь возмет такую идеологию и мировоззрение в товарных количествах? И в какие сроки. Используется орденская идеология, насаждавшая у своих членов полумонашеское мировоззрение беззаветного служения и иерархичности. Плюс контроль со стороны "политотдела" - духовенства. Насчет количеств и сроков - промерно так. Лича лично преданные императору (Аракчеев, Обольянинов и пр.) естественно составляют костяк. Но они есть и без ордена. Далее - прием. Орден действительно был модным - его и пиарить не надо. После утверждения правил по принятию русского дворянства хлынул поток желающих стать кавалерами Ордена. «Столица была наводнена настоящим дождем Мальтийских крестов,» – писал Ф.Головкин. Поэтому уже тогда Павел ограничил прием в Орден. Затем отсев - орденские порядки при действительном членстве с соблюдением всех правил понравятся не всем, многие сложат кресты, останутся подходящие. Это - лет 5. От первого заговора Павла это не спасает, но на то у нас есть развилка той темы. Затем - орденские пансионаты с аббатами -преподавателями, и воспитание в нужном духе дворянской молодежи. Которая собственно и составит основное количество новых членов ордена. В принципе в мире долгоправящего Павла, как его освещал Тим, уже Павел сможет, опираясь на расставленных на нужные места братьев Ордена отменить крепостное право, игнорируя недовольство массы дворянства. Пух пишет: Достаточно того что из-за Мальты влезли по уши в войну с Францией действуя в пользу Англии и Австрии А Бонапарт тем временем действовал фактически на пользу России Ну это в РИ было и в АИ от этого тоже никуда не дется. Павел неизбежно ведет Орден в России. Павел I видел в духе и структуре Ордена основное средство противодействия распространению крамольных идей и усиления рыцарского духа. К мальтийским рыцарям он питал особое чувство, а «История Ордена святого Иоанна Иерусалимского» аббата Верто, вышедшая в 1724 году, с детства была его любимой книгой. В АИ мы данный факт (если исходить из развилки и не злоупотреблять произволом) не можем никуда деть, а тогда почему бы не использовать его во благо? По поводу опасности дальнейшего увязания в Европах - это вы зря. Провозглашение женатого некатолика главой католического монашеского ордена было недействительным, и потому не было признано Святым Престолом, что являлось тогда необходимым условием легитимности. И хотя многие рыцари и ряд правительств Европы нового Великого магистра признали, в официальной истории Мальтийского ордена Павел I рассматривается в этом титуле «де факто», но не «де юре». Заграничные командорства после союза Павла с Наполеоном весьмапрохладно относились к этому магистру. Лет через 10 произойдет (1812 ориентировочно) фактический разрыв. Но Павел, увлеченный орденской идеей, тогда просто преобразует русский приорат в независимый православный орден. Пух пишет: Не совсем понял ваш эмоциональный отзыв Эиоций там небыло. Там было утверждение, что развитие в России Ордена в мире долгоправящего Павла было неизбежно. Так почему бы не использовать это в сценарии во благо вместо того чтобы просто игнорировать данный факт? Пух пишет: Разве Табель о рангах в РИ отсутствовала? И что? Кому из служащих по ней это мешало быть вольнодумцем, масоном, революционером? Табель она для всех, по ней могут служить и приносить пользу стране люди талантливые и нужные, но политически неблагонадежные. В отличии от Ордена. Пух пишет: Разве не было Николая Павловича.? Был. Ограничил дворяновластие, противопоставив дворянским обществам с их предводителями чиновную бюрократию. "Общественное сознание" которой позволило ей впоследствии довести страну до революции. Разруха в головах никуда не делась. Впрочем я не претендую на длительные перспективы для Ордена. Достаточно сломить дворяновластие, отменить крепостное право и восстановить этатистскую монархию. Для всего этого Орден - незаменимый инструмент. А далее - он вовсе не необходим. Вы говорили об "эпизодичности" опричнины - но она то свою историческую задачу выполнила. Выполнит и Орден.


Пух: georg пишет: уже Павел сможет, опираясь на расставленных на нужные места братьев Ордена отменить крепостное право, игнорируя недовольство массы дворянства. А разве потенциальное недовольство дворян было главным препятствием? Замечу, государственные крестьяне тоже были крепостными. Страшно было рушить систему, худо-бедно обеспечивающую надзор за порядком и зозяйственную связность. georg пишет: По поводу опасности дальнейшего увязания в Европах - это вы зря. Да и куда дальше? Охлаждение отношений с сильнейшей континентальной, а затем с сильнейшей морской державой... Ладно, не буду. georg пишет: Так почему бы не использовать это в сценарии во благо вместо того чтобы просто игнорировать данный факт? Логично. Принимается. georg пишет: И что? Кому из служащих по ней это мешало быть вольнодумцем, масоном, революционером? Табель она для всех, по ней могут служить и приносить пользу стране люди талантливые и нужные, но политически неблагонадежные. В отличии от Ордена. А Орден легко может превратиться в замкнутую корпорацию и начать "вилять собакой". Гвардия тоже первоначаль рассматривалась как вернейшая опора императора, а до этого - стрельцы. Опасно сосредотачивать власть в одних руках, а у вас фактически к этому дело идет. georg пишет: "Общественное сознание" которой позволило ей впоследствии довести страну до революции. Разруха в головах никуда не делась. И в реале никуда не денется. Разрушители, нигилисты есть всегда и везде. Я сам в детстве кошку мучил. И что? В Англии той же такое в Гайд-парке несли... Важно противопоставить этому реальное, позитивное дело. А промывание мозгов ничего не даст в перспективе - это СССР доказал. georg пишет: Достаточно сломить дворяновластие, отменить крепостное право и восстановить этатистскую монархию. Есть же инструменты в реале.

georg: Пух пишет: Есть же инструменты в реале. В реале нет исполнителей, особенно при Павле. "Некем взять". Над царем тяготеет вечная угроза удавки или табакерки, а какой-нибудь министр, прочитав указ император о хотя бы подготовке к освобождению крестьян, побежит, придерживая шляпу, поднимать гвардию. На местах власть принадлежит дворянским уездным и губернским корпорациям, но и сами губернаторы тех же убеждений. Инициатива императора легко может быть заблокирована, и верных кадров нет. Орден именно что воспитает и даст кадры, которыми можно "взять". Пух пишет: А Орден легко может превратиться в замкнутую корпорацию и начать "вилять собакой". При царе основателе нет, ибо тот сам создает под себя и контролирует Орден. Его подбор по типу опричнины скорее всего будет обеспечен после раскрытия заговора, в котором участвуют довереные лица и даже дети императора - это несомненно окажет влияние на личность Павла. А затем.. Отмена крепостного права в начале XIX века, когда его тормозящая роль еще неясна обществу - это глобальная насильственная ломка устоявшейся социальной структуры. У нас в России таких ранее было две - разрушение княжеско-вотчиннного змлевладения при Иване Грозном с утверждением самодержавия, и петровские реформы. И заметьте - оба раза при царе реформаторе создавалась преданная ему идейно надежная корпорация исполнителей, имеющая особую организацию и отделенная от обычных государственных структур. Это опричнина, а затем "двор" при Грозном и гвардия при Петре. При этом члены этой корпорации не занимают всех властных и административных постов, а являются некой паралельной властью, которая во первых обеспечивает безопасность царя-реформатора, а во вторых - составляет институт чрезвычайных эмиссаров с особыми полномочиями, проводников государевой воли. Обычным явлением было что опричный (дворовый) сын боярский при Грозном или сержант гвардии при Петре является куда либо облеченный чрезвычайными полномочиями, отстраняет от исполняемых обязанностей военначальника в армии или администратора в провинции, либо подчиняет его себе, а то и сажает его "в подклет", и берет руководство на себя. Исполняет царскую волю и по завершении поручения возвращается к царю. При Павле исходя из того что имеем в РИ - Орден естественно оказывается в роли такой структуры. При этом оба прецедента разные. Опричный двор не начал "вилять собакой" и был распущен после смерти Грозного, хотя из "росписей" следует, что его личный состав оставался в составе "московского дворянства" и стал опорой Годунова. Гвардия после Петра такой "виляющей собакой" структурой стала. Но стала ИМХО чисто из-за нарушения прямого престолонаследия, что позволило ей вмешаться в поставление нового монарха, а затем "войти во вкус". Но у нас-то после Павла Николай - личность не та, которая позвлит "вилять" собой. И орден при желании можно ограничить. Ведь большинство военных и административных постов занято не его членами, а в порядке обычной службы. И когда минует необходимость в чрезвычайных эмиссарах и органах безопасности, его влияние можно отностительно легко ликвидировать, превратив членство в нем в обычное "почетное кавалерство", государственную награду ит.д..

ымы: georg пишет: Орден именно что воспитает и даст кадры, которыми можно "взять". Моментально?

georg: ымы пишет: Моментально? Чтобы стать орудием проведения реформ - лет за 10.

Вал: georg пишет: Но у нас-то после Павла Николай Простите, а Александр и Константин? Ну первого еще за связи с заговорщиками можно престолонаследия лишить, а второй как?

georg: Вал пишет: Простите, а Александр и Константин? Ну первого еще за связи с заговорщиками можно престолонаследия лишить, а второй как? Незнаю как тут, но в основанном Тимом мире Павла (на старом форуме, накрывшимся, когда Альтернатор исчез, никому не оставив пароли) отстраняют обоих.

ымы: georg пишет: Чтобы стать орудием проведения реформ - лет за 10 Эти 10 лет - вакуум и благоволение в человецех? :) В целом, как и Пух полагаю.

georg: ымы пишет: Эти 10 лет - вакуум и благоволение в человецех? Эти 10 лет - как в предварительном сценарии Тима. ымы пишет: В целом, как и Пух полагаю. В целом реальноисторический Павел от орденской идеи не откажется.

Радуга: В общем понятно... ЕСЛИ Павел каким-то чудом продержится еще лет 20 - нечто подобное станет очень хорошим оружием в его руках (и возможно - в руках наследника). Все упирается в ЕСЛИ. Потому как начало создания такого Ордена его положение на некоторое время ухудшит.

Леший: Вал пишет: Да таймлайн это наше все, но вроде была тема про долгоживущего Павла. Можно совместить и развить... Обязательно учту.

Леший: Den пишет: А то она за мной уже ржавеет Увы. Увы. А за мной давно ржавеет продолжение ПЛВ (вот блин, только собираюсь приступить, как наваливаются новые проблемы - вот сейчас занят переездом, а затем ремонтом).

Леший: Вал пишет: а второй как? Насколько известно, Константин участвовал в заговоре (после смерти Павла I по С-Петербургу даже гулял упорный слух, что Константин лично участвовал в убийстве своего отца. "Двору", в срочном порядке, пришлось даже выдумывать историю про некого офицера-заговорщика, который якобы был как две капли воды похож на Великого князя, что был принят как видевшим его солдатами, так и самим убиваемым Павлом за Константина). Но на худой конец, Константина можно сделать королем Греции (как планировала Екатерина) и королем Сербским (как предлагали сами сербы).

Tim: georg пишет: Незнаю как тут, но в основанном Тимом мире Павла (на старом форуме, накрывшимся, когда Альтернатор исчез, никому не оставив пароли) отстраняют обоих. Вы чего-то путаете, сорри. Или не Тимом, или не обоих. У меня в единственном моем мП (забыл аббревиатуру) развилка в 1775, и второй раз Павел, конечно, женится, но на ком и какие от этого получаются дети - большой вопрос. Хотя первые два сына , да, у меня, помнится, гибнут на войне/отстранены от власти.

Вал: Вы правы, тут тоже есть тема про Павла, в архивах.

georg: Tim пишет: Вы чего-то путаете, сорри. Скорее всего. Давно было...

Пух: georg пишет: В реале нет исполнителей, особенно при Павле. "Некем взять". Над царем тяготеет вечная угроза удавки или табакерки, а какой-нибудь министр, прочитав указ император о хотя бы подготовке к освобождению крестьян, побежит, придерживая шляпу, поднимать гвардию. Ну а это, простите, проблема Павла. Кто его заставлял Палена продвигать? Кто мешал пригреть верных людей в Гатчине? Екатерина жила с очень скромной охраной - и ничего. А каких орлов отодвигала... Жалели "бабу", что ли? "Министра" гвардия пошлет, а чтобы ее не подняли полковники, надо работать, подтянуть гвардейцев, но осторожно. Освобождение крестьян? А смотря как взяться. Если неловко - тут и мальтийцы не спасут. georg пишет: При царе основателе нет, ибо тот сам создает под себя и контролирует Орден. Если этот царь-основатель - Павел, то позвольте не поверить. Гибель от рук кучки заговрщиков как ни крути, показателен... Вообще хочу заметить, что у нас с вами в данном случае не личное, а метедологическое непонимание. Вы считаете, что ограничить дворяновластие можно, создав в рамках того же дворянства, но с привлечением разночинного элемента, особой идеократической структуры. Я полагаю, что ограничить дворяновластие можно только при поощрении альтернативных сил. Предпринимателей. А еще лучше - три силы - дворяне, их лучше направить в армию и образование, предприниматели и чиновники. Есть пространство для маневра. А было ли в близкой российской истории подобное описанному вами явление? Когда довольно замкнутая общность разносословных людей, обьединенных общими ценностями и имея инструменты воздействия на массовое сознание, проводила свои принципы в жизнь? Да, было. Это называлось "интеллигенция". Вы предлагаете искусственно создать интеллигенцию раньше реала, причем интеллигенцию государственную, лояльную. А я в успех не верю, духовная монополия и корпоративная спайка вкупе со спесью "приближенных" - очень опасное сочетание. При Иване и Петре это лекарство оказалось ПМСМ лишь чуть лучше болезни. Самую малость. georg пишет: В целом реальноисторический Павел от орденской идеи не откажется. С этим я не спорю. Только оцениваю перспективу скорее негативно. Экзотический, сомнительный, чреватый проблемами инструмент. Повторяю - ПМСМ.

ымы: Пух пишет: ограничить дворяновластие можно только при поощрении альтернативных сил. Предпринимателей Предпринимателей в начале 19 века всерьез нет. И причин для их значимого влияния нет. Пух пишет: три силы - дворяне, их лучше направить в армию и образование, предприниматели и чиновники Чиновники - это те же дворяне. Разночинцев еще в товарных колимчествах нет и не нужны.

Пух: ымы пишет: Предпринимателей в начале 19 века всерьез нет. И причин для их значимого влияния нет. Есть. Только это в основном не купцы, а те же дворяне, перестраивающие хозяйство на капиталистический манер. Разбогатевшие крестьяне. Короче, надо разрушить монополию дворян-потребителей, тянущих доходы с крестьян. ымы пишет: Чиновники - это те же дворяне. Выходцы из дворян - и то далеко не все. Повторяю, в гражданских ведомствах, кроме дипломатического, дворяне служили неохотно. Происхождение не столь важно, важно чтобы человек жиж жалованьем и имел сознание в духе целерационального действия. А таких было немало.



полная версия страницы