Форум » Ветвящееся время » Склад попаданцев » Ответить

Склад попаданцев

Den: Коллеги а давайте попытаемся набросать варианты переносов крупных групп "прогрессоров" в прошлое. Вариантов на Самиздате и прочих махрушниках предостаточно, как и в англоязычной литературе. Но в большинстве случаев аффторы забивают на реалистичность своих построений. Ну например одним из распространенных моментов является перенос в прошлое крупного военного подразделения - сухопутного или морского. Но достаточно очевидно, что в мирное время пропажа и одного бойца - немалое ЧП. С кораблями попроще, но тоже эскадрами они как-то редко пропадают. Довольно редки и самолеты. Ну или какой-то населенный пункт. Это только у Стирлинга и Флинта бесследно исчезают города и острова. В реальности я с трудом могу представить исчезновение даже небольшой деревеньки в последние пару столетий. Итак, условия задачи понятны. Нужны подразделения, корабли, самолеты, населенные пункты исчезнувшие без следа. Т.е. нет найденных и однозначно идентифицированных обломков без коих корабли/самолеты неспособны передвигаться. Нет показаний многочисленных свидетелей о том, что такой-то батальон принял свой бой во-он на тех высотках и многочисленных находок поисковиков подтверждающих эту версию и т.д. Интересуют естественно наиболее крупные юниты. Крупные корабли и пассажирские авиалайнеры, подразделения от роты и населенные пункты от сотен человек и т.д. Ну и эпоха в которой эти "попаданцы" могли бы принести наибольшую пользу Отечеству если не менять географические координаты.

Ответов - 165, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Олег: Выбирайте https://en.m.wikipedia.org/wiki/Category:Ships_lost_with_all_hands Там ещё страницы есть

Den: Олег пишет: Выбирайте https://en.m.wikipedia.org/wiki/Category:Ships_lost_with_all_hands Там ещё страницы есть Коллега я как раз из англовики все что выше черпаю. Там море статей. Данная вами по ссылке неудачная для наших целей т.к. там в основном именно погибшие. Есть именно про пропавшие. Впрочем потом и эту надо бы проанализировать. Гибель при сомнительных свидетелях... нам годится. Но пока у нас мореходы это бритты, янки, австралийцы, русские , джапы и по случаю индусов с голландцами. Впрочем немцы легко доберут U-ботами

Den: По поводу непростых людей... На "Juno" был Филипп Фишер, лейтенант, который заручился протекцией королевы Виктории, чтобы получить направление на корабль. Он был младшим братом будущего адмирала лорда флота Джеки Фишера.


Олег: Там просто погибшие со всем экипажем - как найденные, так и нет, причина гибели как установлена, так и нет. Французские ПЛ подходящие под ваши критерии там тоже в ассортименте. А так этот список не полный, как и любой другой.

Den: Олег пишет: Там просто погибшие со всем экипажем - как найденные, так и нет, причина гибели как установлена, так и нет Вторых сильно больше. Но сличать с имеющимися списками надо конечно. Все списки неполные и когда складываешь - получается интересно. Например, ЛК у англов пропадали несколько раз - "Бленхеймом" все не ограничивается. Олег пишет: Французские ПЛ подходящие под ваши критерии там тоже в ассортименте Вот за это отдельное спасибо - упустил. Олег пишет: Грузовой теплоход «Капитан Усков» под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 г. из российского порта Находка в Гонконг, но в порт назначения не прибыл. Экипаж теплохода состоял из 17 россиян Ну за 21й век такие группы похоже максимум. Можно конечно каких-нибудь беженцев в Средиземном море перенести... но смысл?

Den: Фрерин пишет: Самое банальное - к битве при Гастингсе. Кто тут в короли крайний? Не знаю... ощущение, что из пушки по воробьям. Может в Войну Роз их?

Олег: На тему беженцев на Средиземке - мне кажется Мальтийскому ордену пора снова выводить в море галеры для борьбы с набегами мусульман. Набеги конечно в одну сторону

Den: Олег пишет: Мальтийскому ордену пора снова выводить в море галеры для борьбы с набегами мусульман Ну вообще 53 персонажа как раз пропали после того как их пофоткал патруль мальтийцев...

Den: А вот и еще английский ЛК. HMS "Ardent" был 64-пушечный ЛК Королевского флота третьего класса. Был спущен на воду 21 декабря 1782 года в Бурследоне, графство Хэмпшир. Исчез в апреле 1794 года с командой в 500 человек.

Den: С французскими ПЛ все и в самом деле неплохо обстоит: 1. 2326 (Бывшая немецкая U-2326; класс XXIII), 26 человек. Исчезла во время учений в Средиземном море 05.03.1946. Причина неизвестна. Лодка не найдена. 2. Sibylle (Британской постройки, тип S), 46 человек. Исчезла во время учений недалеко от Тулона 24.09.1952. Причина неизвестна. 3. Minerve (S-647; Daphne), 52 человека. Точные причины и место гибели — неизвестны. Затонула 27.01.1968 в Средиземном море при движении под РДП. 4. Eurydicé (S-644; Daphnе), 57 человек. 04.03.1970. Геофизической лабораторией был зафиксирован подводный взрыв. В результате совместной поисково-спасательной итальяно-французской операции спасателями было замечено несколько обломков и нефтяное пятно. Лодку обнаружить не удалось.

Den: Вот тоже круто. 14 марта 1809, "Bengal", "Calcutta", "Jane, Duchess of Gordon", и "Lady Jane Dundas" расстались вместе с главным конвоем, направлявшимся на родину (в Мадрас и Бенгалию) из Англии у Маврикия в шторм. О них никогда больше не слышали. 4 Ост-Индийца это круто. Правда численности экипажей не указана. Но четыре крупных кораблей это определенно рекорд.

Den: Из ПЛ еще интересна китайская. № 208. Проект 629 (СССР), Golf I. Дизель-электрическая подводная лодка с баллистическими ракетами, построенная по заказу Китая в СССР. Исчезла 21.01.1983 в Южно-китайском море со всем экипажем и группой инженеров и учёных. Учитывая, что на лодках этого типа экипаж около 100 человек и была группа гражданских лиц, можно только предполагать количество жертв, которое вполне могло оказаться больше, чем в 1963 году на американском «Трешере» т.е. 130+ человек.

Alex_AFL: Последнее интересно. Юань Шикай в китайской историографии того времени положительным персонажем же числится?

dim999: Den пишет: Коллега ну есть же немецкие доклады и конечное число пропавших судов... Ну если немецкая ПЛ докладывает что потопила пароход и буксир и в этом районе пропали пароход и буксир... ну значит таки потопила. Или "радио" в духе "судно горит и тонет" в случае кораблика груженного круглком... таки приговор Коллега, наличие доклада в РИ далеко не всегда означает реально потопленное судно. И даже просто повреждённое - тоже не всегда. По сравнению с собственно переносом - даже на натяжку не тянет, не говоря про традиционный заход "некто/нечто получили дополнительную энергию в виде ... кг тротила и перенеслись".

Den: dim999 пишет: наличие доклада в РИ далеко не всегда означает реально потопленное судно dim999 пишет: не говоря про традиционный заход "некто/нечто получили дополнительную энергию в виде ... кг тротила и перенеслись" Коллега оно конечно так Но было бы ради чего огород городить... небольшие корабли с парой десятков человек экипажа... Что-то посолидней и птичку можно было бы понатягивать А так... как мы выяснили из этой эпохи и этих мест пару ПЛ можно забросить... Alex_AFL пишет: Юань Шикай в китайской историографии того времени положительным персонажем же числится? Ну не настолько я разбираюсь в китайской историографии... но положительным вряд ли. Скорее сдержанное отношение как к крупному и в целом прогрессивному деятелю буржуазной эпохи... А что вы к нему хотите ПЛ отправить? На фоне развернутых Державами флотов времен ПМВ она боюсь не зарулит...

Alex_AFL: Den пишет: А что вы к нему хотите ПЛ отправить? Есть такая мысль. Ну чтоб экипажу было к кому приткнуться и было кому нормально послезнание разыграть. Данный гражданин, я думаю, смоГёт. Den пишет: На фоне развернутых Державами флотов времен ПМВ она боюсь не зарулит... Ясное дело. Поэтому будем скромнее и ограничимся несколькими крейсерами Ну и одного перспективного командира заодно угробим. Ну не нравится он мне, что поделать?

Den: Alex_AFL пишет: Поэтому будем скромнее и ограничимся несколькими крейсерами Ну и одного перспективного командира заодно угробим. Ну не нравится он мне, что поделать? А Китаю то в этом какой интерес?

Den: Еще одна интересная "группа": USS "Циклоп" (AC-4) был вторым из четырех грузовозов класса "Протей". Потеря корабля и 306 членов экипажа и пассажиров (236 экипаж, остальные - пассажиры) без следа в районе Бермудского треугольника в ходе ПМВ 4 марта 1918 года, остается крупнейшей гибелью людей в военно-морской истории США, не связанной непосредственно с боевыми действиями. Корабль нес 11 000 тонн марганцевой руды, используемой для производства боеприпасов. Тщательное военно-морское расследование пришло к выводу: «Многие теории были выдвинуты, но ни одна, удовлетворительно не объясняет исчезновение». Капитан корабля Джордж Уорли был настроен прогермански чего не скрывал несмотря на военное время; его самые близкие друзья и соратники были либо немцами, либо американцами немецкого происхождения. На корабле было много немецких сочувствующих. Одним из пассажиров в последнем рейсе был Альфред Луи Моро Готшалк, генеральный консул в Рио-де-Жанейро, которого так же ненавидели за его прогерманские симпатии, как и Уорли. Беда в том, что два его систер-шипа "Протей" и "Нерей" исчезли в том же Бермудском треугольнике в ВМВ Оба корабля перевозили тяжелые грузы металлической руды, аналогичные тем, которые были загружены на "Циклоп". USS "Протей" (AC-9) был продан 8 марта 1941 года в канадский торговый флот и был потерян после 25 ноября 1941 года. 58 членов экипажа. USS "Нерей" (AC-10) был продан алюминиевой компании Канады 27 февраля 1941 года. Он был потерян без следа после отплытия из Сент-Томаса (Виргинские острова США), 10 декабря 1941 года с грузом бокситовой руды (по тому же маршруту, что ранее "Циклоп"). 61 член экипажа. В общем как минимум двух "потеряшек" времен ВМВ можно перенести вместе. А то и всех трех если считать, что они в одну аномалию угодили. Корабли очень крупные. Последний систер-шип "потеряшек" янки переделали в авианосец. Длина 165 метров, водоизмещение ок. 20 тыс. тонн. На всех есть пушки. В общем впечатление могут произвести в любой эпохе.

dim999: Den пишет: небольшие корабли с парой десятков человек экипажа... Что-то посолидней и птичку можно было бы понатягивать А так... как мы выяснили из этой эпохи и этих мест пару ПЛ можно забросить... Не скажите, коллега, не скажите. Тот же Куйбышев: http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=59&t=4444 1. Почти полста человек включая воинскую команду. В т.ч. капитан - штурман дальнего плавания. 2. Паровая машина = проблем с местным топливом не предвидится, да и в плане ремонта далеко не дизель, а века с 17 и про эрзац-копирование поговорить можно. 3. Судя по комендорам в воинской команде - 45, а то и 76 там была, ну и местной пехоты не одну сотню напихать можно 4. Какие-никакие карты + осадка метра 4 всего + грузовые стрелы, позволяющие сгрузить-принять небольшую дубель-шлюпку или ту же канонерку на палубу... Собственно, что Вам ещё нужно чтобы устроить эпоху географических открытий со столблением самых вкусных ништяков? Ну, не считая стандартных ништяков с санитарией-удобрениями-колхозами?

Den: dim999 пишет: Тот же Куйбышев Блин, коллега, я все понимаю, но: U-601 начала сближение и в 13.08 погрузилась для предзалпового маневрирования. В 14.19 Грау выпустил по противнику две торпеды, по меньшей мере одна из которых угодила в пароход. Его корпус окутался плотным слоем дыма, а когда последний развеялся, корабля на поверхности уже не было. В 14.12 U-601 всплыла в надводное положение и только теперь заметила стоявший без хода буксир "Медвежонок". Волнение моря не превышало двух баллов и германский командир вызвал на верхнюю палубу артиллерийский расчет. Вскоре буксир, по которому в общей сложности было выпущено двадцать 88-мм снарядов, пошел на дно. В ходе атаки ни один из советских кораблей не подал в эфир каких-либо сигналов бедствия. Пароход не успел это сделать из-за очень быстрой гибели, а на буксире, вероятно, вообще отсутствовала радиостанция. U-Boot-Archiv KTB U-601 за 19 - 24.08.1942 Не просто "мы выстрелили в тумане, слышали взрыв, по любому мы его потопили". А отстрелялись, всплыли, зафиксировали отсутствие корабля на поверхности, добили буксир артиллерией, прямой наводкой в пределах видимости. Это заметим при запрете на атаки т.е. подставляться с откровенным враньем командиру не резон. Ну и сведения с нашей стороны: 3 сентября во время очередного полета над островом Сибирякова он заметил множество предметов выброшенных волнами на северную отмель. Среди них выделялись шлюпки, бочки и баллоны. 7 сентября в этот район было направлено гидрографическое судно "Якутия", которое детально осмотрело побережье острова. На северной отмели полярникам удалось найти ряд предметов судового инвентаря, в том числе шлюпки с закрашенной надписью "Куйбышев". Вся западная часть отмели была покрыта слоем нефти. При обследовании северо-западной части острова Кузькина, команда "Якутии" обнаружила в толстом слое песка труп человека со спасательным поясом парохода "Куйбышев". Все находки "Якутия" доставила на Диксон. 28 сентября 1942 года капитан шхуны "Мурманец" донес, что при посещении мыса Моржево (Пясинский залив) им были найдены предметы из инвентаря парохода "Куйбышев". Среди них: спасательный пояс с надписью пропавшего судна и бочки из под дизельного топлива с маркировкой "1440-270". Такие же бочки команда "Якутии" обнаружила на северном побережье острова Сибирякова. 8 октября 1942 года капитан парохода "Алдан" при подходе с запада к порту Диксон заметил в точке с координатами Ш= 73° 52' N Д= 77° 40' Е две мачты затонувшего судна с красными лампочками на клотиках. Разнос торчавших из воды мачт по определению капитана парохода "Алдан" составлял 45-50 метров. ... ну более чем достаточно свидетельств. Конечно остается dim999 пишет: традиционный заход "некто/нечто получили дополнительную энергию в виде ... кг тротила и перенеслись". ... но характер находок таков, что повреждения кораблем УЖЕ получены летальные. И шлюпки утеряны. Можно конечно отправить 41 человек поплавать в Карском море 17 века... но зачем вам этот садизм?

Den: dim999 пишет: НЯП насчёт потопления там притянули по принципу "раз там и тогда пропали, значит У-255". Имхо из всех приведенных вами 4 случаев такое относится к "Кузнец Лесов" прежде всего. Вот там с чего взяли ПЛ непонятно и если она и была то "попадание и затопление" в шторм... ну можно подвергнуть сомнению Ну а дальше у любого желающего есть поименный список членов экипажа. 41 человек... Не эпично, но вполне групповое попадалово.

Den: Коллега Олег, а есть ли подробная статья по катастрофе 17.02.1694 г.? Интересует разбирательство по "Сассексу" - видели ли его непосредственное потопление двое выживших и два судна-свидетеля? Или не уровне "Судно кренилось, волны захлестывали... нас смыло..." Ну и там были еще 12 судов потеряны с 600 человек на них. Все же это самый ранний век для Ройял Неви чтоб их куда-нибудь заслать... а уж с грузом "Сассекса"!

Den: Так... ну а теперь попробуем еще эпичней... Массовые переносы флотов! Итак: 1. Древний Рим... Первая Пуническая... 255 и 253 гг. до н.э. в штормах исчезают целые флоты. ЕМНИП 270-340 и 140-150 боевых кораблей (преимущественно квинквирем)! В первом случае еще и 300 грузовых. Общие потери 120+ тыс. человек! Блин, это вам не несколько тыс. неархов 2. Два всем известных "камикадзе" 1274 и 1281 годов. Первое вторжение 200 кораблей и 22500 воинов и моряков - потери. 4400 кораблей во втором флоте вторжения. Потери 130500. Общие потери 153+ тыс. не считая оставшихся на берегу и плененных. 3. Малехо поскромнее. Что там по "Непобедимой Армаде"? Все ли из 35/82 потерянных кораблей потеряны при свидетелях и ихвестно где лежат? 4. Совсем скромно. Ураган у Ньюфаунленда 16-17 сентября 1782 года. Трофейный французский 74-пушечник "Глория" и где-то 7+ английских транспортов вроде исчезли. Числяться они погибшими, но не очень пойму видели ли их гибель. Если нет, то еще неплохая флотилия на 1-2 тыс. чел. Коллеги флотофилы где бы про это все почитать поподробней?

Олег: Den пишет: Коллега Олег, а есть ли подробная статья по катастрофе 17.02.1694 г.? Интересует разбирательство по "Сассексу" - видели ли его непосредственное потопление двое выживших и два судна-свидетеля? Хз. Окромя того, что по итогам этой катастрофы проект признали неудачным и оставшиеся перестроили с трехдечники. Сходу даже книг по той в войне припомнить не могу, только обзорные по истории флота (тот же 7-томник Клоуза)

Den: Олег пишет: Сходу даже книг по той в войне припомнить не могу Ну т.е. тоже имеем очень годного кандидата на перенос пусть и в зело потрепанном виде.

Олег: Судя по тому, что по итогам этой катастрофы сделали далекоидущие выводы гибель сомнения не вызывала, причины ее были известны и скорее всего подробности тоже. Из более поздних аналогом будет "Captain" - тоже никто не спасся, но выводы из катастрофы сделали. ИМХО для вашей цели не годится.

Den: Олег пишет: Судя по тому, что по итогам этой катастрофы сделали далекоидущие выводы гибель сомнения не вызывала Ну вообще то это не доказательство. "Он все время кренился и заваливался в волну... нас смыло... мы видели как волна накрыла его..." + отсутствие судна на поверхнсти и несколько трупов = его утоплению по любым здравым меркам. Но мы то подключаем сверхестественное. И здесь доказательства только когда корабль тонул при толпе народа/обломков+трупов совсем уж море/корабль найден на дне. Всем остальным можно пренебречь. Олег пишет: Из более поздних аналогом будет "Captain" - тоже никто не спасся, но выводы из катастрофы сделали Не будет аналогом. Ибо ваше утверждение неверно. Во время переклички корабль сильно накренился, но снова выпрямился. Когда люди поднялись наверх, то слышали, как кэптен Бергойн приказал «отдать марса-фалы» и затем «фор- и грот-марса шкоты травить». Прежде чем люди добрались до шкотов, корабль накренился вновь, ещё сильнее. Быстро один за другим выкрикивались углы крена в ответ на вопрос кэптена Бергойна: «18°! 23°! 28°!» Крен на правый борт был так велик, что смыло несколько человек, стоявших на шкотах. Корабль в это время лежал совсем на боку, медленно переворачиваясь и содрогаясь от каждого удара, наносившегося ему набегавшими короткими волнами с белыми гребнями. ... это показания свидетелей. Сходящиеся друг с другом. Спаслись аж 18 человек. Один из внутренних помещений. Он был самым старшим по званию - артиллерийский кондуктор Джеймс Мэй, оставивший ценные воспоминания о катастрофе. Ему удалось спастись лишь чудом, выбравшись через орудийный порт башни, когда броненосец уже перевернулся. Я потому и спросил. Если такие показания есть по "Сассексу" тема с ним ессно закрыта. Но вроде нету такого.

dim999: Den пишет: Блин, коллега, я все понимаю, но: Den пишет: Его корпус окутался плотным слоем дыма, а когда последний развеялся, корабля на поверхности уже не было. В 14.12 U-601 всплыла в надводное положение и только теперь заметила стоявший без хода буксир "Медвежонок". ... На северной отмели полярникам удалось найти ряд предметов судового инвентаря, в том числе шлюпки с закрашенной надписью "Куйбышев". Вся западная часть отмели была покрыта слоем нефти. При обследовании северо-западной части острова Кузькина, команда "Якутии" обнаружила в толстом слое песка труп человека со спасательным поясом парохода "Куйбышев". Все находки "Якутия" доставила на Диксон. 28 сентября 1942 года капитан шхуны "Мурманец" донес, что при посещении мыса Моржево (Пясинский залив) им были найдены предметы из инвентаря парохода "Куйбышев". Среди них: спасательный пояс с надписью пропавшего судна и бочки из под дизельного топлива с маркировкой "1440-270". Такие же бочки команда "Якутии" обнаружила на северном побережье острова Сибирякова. Итого: - собственно тонущего Куйбышева не видели и немцы - несколько шлюпок, несколько дней летом без штормов, немцы по ним не стреляли и похоже вообще не видели - куда экипаж-то делся? Та же воинская команда, которая должна наверху быть и бдить? - всё найденное хорошо укладывается в "утеряно с палубы под воздействием взрыва и/или спецэффектов переноса и разрушения корпуса судна не гарантирует" Den пишет: ... но характер находок таков, что повреждения кораблем УЖЕ получены летальные. Что из перечисленного? Den пишет: Можно конечно отправить 41 человек поплавать в Карском море 17 века... но зачем вам этот садизм? Думаете в РИ 20-м вода там теплее? Я как раз предлагаю без заплыва.

Den: dim999 Коллега я разве против? Если вы можете обосновать такой взрыв торпеды который снесет с палубы лодки, бочки с топливом и минимум одного члена экипажа, но при этом не повредит корпус такой калоши... ну я только рад. Я просто такой взрыв не представляю Что типа взрыва не было, а были"спецэффекты переноса"... коллега я как вы видите в теме пытаюсь максимально упростить все связанное с переносами. Вы наоборот усложняете. Зачем, если за тот же "Кузнец Лесов" или даже "Уфа" сова натягивается на глобус куда спокойней?

Den: Еще одна интересная пара: ПЛ М-49 и М-63: пропали в августе 1941 г. ТОФ Исторические справки: М-49 – малая торпедная подводная лодка типа М XII серии. Заложена 26.07.1937 под строительным (стапельным) номером «С-248» и под обозначением М-57 в Горьком на заводе № 112 (Судостроительный завод «Красное Сормово»). В 1938 году в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге в Николаев на завод № 198 (Судостроительный завод имени Андрэ Марти) и 25.01.1939 спущена на воду реки Буг. Приёмный акт подписан 27.07.1939, лодка вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота 03.08.1939. 27.10.1939 официально перечислена в состав ТОФ, осенью 1939 года в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге во Владивосток, где вновь собрана на заводе № 202 (Дальзавод имени К.Е. Ворошилова) и 15.11.1939 вошла в состав подводных сил ТОФ. 27.10.1939 получила обозначение М-49. 15 или 16.08.1941 (точная дата не установлена) погибла в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°08’с.ш., 131°38’в.д. на советской мине. 06.10.1941 официально исключена из состава Советского ВМФ; М-63 – малая торпедная подводная лодка типа М XII серии. Заложена 20.01.1938 под строительным (стапельным) номером «С-254» и под обозначением М-63 в Горьком на заводе № 112 (Судостроительный завод «Красное Сормово»). 05.10.1939 спущена на воду реки Волга. В период 15.11.1939 - 31.08.1940 (по другим данным - 05.11.1939 - 21.09.1940) носила обозначение М-60, затем временно – М-48. Весной 1940 года переведена по внутренним водным путям в Ленинград. Приёмный акт подписан 31.07.1940, лодка официально включена в состав Краснознамённого Балтийского флота 31.08.1940. 21.09.1940 официально перечислена в состав ТОФ, осенью 1940 года в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге во Владивосток, где вновь собрана на заводе № 202 (Дальзавод имени К.Е. Ворошилова) и 21.12.1940 вновь как М-63 вошла в состав подводных сил ТОФ. В период 10-17.08.1941 (точная дата не установлена) погибла в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°10’с.ш., 132°27’в.д. на советской мине. 06.10.1941 официально исключена из состава Советского ВМФ. ...Подводные лодки М-49 и М-63 к августу 1941 года организационно входили в состав 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок ТОФ. Этими «малютками» командовали старшие лейтенанты Израиль Владимирович Сивориновский (ошибочно – Сибариновский) и Борис Спиридонович Капицын (ошибочно – Копицын) соответственно. Обе лодки принимали участие в фактически боевом патрулировании подходов к Главной базе ТОФ в заливе Посьета Японского моря на случай возможного нападения сил императорского ВМФ Японии. Наиболее подробная до сего времени информация о последних походах этих двух тихоокеанских «малюток» содержалась в статье М.Э. Морозова «Уроки необъявленной войны», опубликованной в журнале «ФлотоМастер» (2002 г., № 5). Процитируем ниже интересующие нас строки из этой публикации: «В 15.59 9 августа [1941 года] в очередной поход на позицию № 2 южнее Уссурийского залива ушла М-49. Спустя сутки, в 15.45 10-го на расположенную западнее позицию № 1 направилась М-63. ... В 23.00 9 августа командир [М-49] доложил о прибытии на позицию, затем ещё несколько раз - о состоянии погоды и корабля. Оно опасений не вызывало. Последнее сообщение с лодки было принято в 08.30 15-го «Неизвестный транспорт курсом SW». В штабе флота определили, что субмарина обнаружила пароход «Красный Октябрь», и никаких мер не приняли. В 05.00 следующего утра на лодку передали приказ покинуть позицию. Квитанцию на него Сибариновский [Сивориновский] не передал. Возможно в штабе решили, что командир медлит с отходом из-за густого тумана, накрывшего район патрулирования 16-го числа, но в любом случае поздно вечером начали интенсивно вызывать подлодку. Результатов это не дало. Спустя сутки такая же ситуация повторилось с М-63. ... В 23.00 10 августа с борта субмарины было принято единственное сообщение о прибытии на позицию. В 05.00 17-го на неё, точно также, как и на М-49, передали приказ о возвращении, на который не последовало ответа. Безуспешные вызовы обеих лодок продолжались до 25 августа. Параллельно разворачивалась поисковая операция. К ней привлекались гидросамолёты и вышедшие 17 августа на смену [пропавшим подводным лодкам] М-4 и М-5. Ничего не обнаружив, они по приказу командования 19-го вернулись в базу. Эстафету приняла Л-18, осуществлявшая поиски на обеих позициях с 18 по 22 августа – с тем же результатом. На поверхности воды не оказалось даже масляных пятен. Обе подлодки ... бесследно исчезли. Высказанные командованием 2-й БПЛ и ТОФа предположения относительно причин гибели «малюток» оказались однозначными – их сочли подорвавшимися на плавающих минах, сорванных со своих же оборонительных заграждений. Надо признать, что подобные догадки весьма походили на истину. ... угроза от плавающих мин в районе позиций № 1 и № 2 выглядела вполне осязаемой. Впрочем, то обстоятельство, что обе лодки погибли практически одновременно, позволяет усомниться в причинах трагедии. Подрыв на плавающих минах - событие достаточно случайное, чтобы произойти одновременно с двумя разными кораблями в удалённых друг от друга районах. Не меньшей может считаться вероятность гибели М-49 в результате попадания 16 августа в условиях сильного тумана на линию мин «Г-2», выставленной [так в оригинале; следует читать «выставленную»] в стороне от обозначенного на карте места [минным заградителем «Теодор Нетте»]. Нельзя исключить и погружение на запредельную глубину, что особенно вероятно для неопытного командира и экипажа М-63». К данному описанию следует добавить, что командованием ТОФ были определены условные точки гибели обеих «малюток»: это 42°08’с.ш., 131°38’в.д. для М-49 и 42°10’с.ш., 132°27’в.д. – для М-63. Точные даты гибели обеих лодок определены не были, а установлены в промежутках 15-16 и 10-17 августа соответственно. Вместе со своей подводной лодкой М-49 15 или 16.08.1941 в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°08’с.ш., 131°38’в.д. погибло 22 моряка-тихоокеанца: 1. СИВОРИНОВСКИЙ Израиль Владимирович – старший лейтенант, командир корабля (родился в 1913 году в Тараще, ныне – Киевской области Украины) 2. ГИЗАТУЛИН Саши Хашатулович (Гизатуллин Саши Хамидулович?) – старший лейтенант, помощник командира корабля (родился в 1911 году в Уфе, ныне – Республика Башкортостан (Башкирия), Россия) 3. ЛИВЕРТОВСКИЙ Пинхус Залманович (Пинкус Зальманович?) – старший инженер-лейтенант, командир электромеханической боевой части (БЧ-5) корабля (родился в 1916 году в селе Новая Маячка, ныне - Цюрупинского района Херсонской области Украины) 4. ЯДОВИН Леонид Степанович – лейтенант, командир объединённой штурманско-связной боевой части (БЧ-1-4) корабля (родился в 1918 году в Петрограде, ныне – Санкт-Петербург, Россия) 5. ПЕРЕПЕЛИЦА Виктор Кузьмич – главный старшина, корабельный боцман-старшина группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1913 году в Ейске, ныне – Ейского района Краснодарского края России) 6. КРАПИВИН Владимир Михайлович – главный старшина, старшина моторной группы (группы движения) БЧ-5 (родился в 1913 году в селе Ульяново, ныне – Лукояновского района Нижегородской области России) 7. ДОЛГИЙ Иван Герасимович - старшина 1-й статьи, старшина группы торпедистов объединённой артиллерийско-минно-торпедной боевой части (БЧ-2-3) корабля (родился в 1914 году в селе Екатериновка, ныне – Ейского района Краснодарского края России) 8. САПОЖНИКОВ Алексей Борисович – старшина 1-й статьи, старшина группы электриков БЧ-5 (родился в 1915 году в Астрахани, Россия) 9. ЯКАЙТЕС Феликс Павлович – старшина 1-й статьи, командир отделения радистов БЧ-1-4 (родился в 1913 году в Грозном, ныне – Чеченская Республика, Россия) 10. КАРЕВ Иван Фёдорович – старшина 2-й статьи, командир отделения электронавигационных приборов (штурманских электриков) БЧ-1-4 (родился в 1915 году в деревне Митровская Гора, ныне – Конаковского района Тверской области России) 11. МАРЧЕНКО Евгений Акимович – старшина 2-й статьи, командир отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1916 году в Ромнах, ныне – Сумской области Украины) 12. СИНЕГУБОВ Алексей Павлович - старшина 2-й статьи, командир отделения группы торпедистов БЧ-2-3 (родился в 1918 году в Подольске, ныне – Подольского района Московской области России) 13. ЧУДИНОВ Пётр Владимирович – старшина 2-й статьи, командир отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1919 году в селе Верхняя Вильва, ныне – Соликамского района Пермской области России) 14. ШИЛОВ Александр Иванович – старшина 2-й статьи, командир отделения гидроакустиков БЧ-1-4 (родился в 1918 году в селе Брейтово, ныне – Брейтовского района Ярославской области России) 15. ШКРЯБИН Андрей Игнатьевич – старшина 2-й статьи, командир отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1914 году в селе Борщевка, ныне – Борщев Барышевского района Киевской области Украины) 16. КРАСНОВ Василий Степанович – краснофлотец, старший специалист отделения группы электриков БЧ-5, исполняющий обязанности командира отделения (родился в 1917 году в деревне Лоша, ныне – Кораблинского района Рязанской области России) 17. ДРОВЯННИКОВ Александр Иванович – краснофлотец, штатный специалист отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1917 году в рабочем посёлке рудника Голубовка, ныне – Луганская область Украины) 18. САМОХВАЛОВ Иван Иванович – краснофлотец, штатный специалист отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1919 году в деревне Николо-Выселки, ныне – Новодеревенского района Рязанской области России) 19. ТЕРЕНТЬЕВ Иван Степанович – краснофлотец, штатный специалист отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1921 году в селе Обшаровке, ныне – Приволжского района Самарской области России) 20. ЗУЕВ Олег Георгиевич – краснофлотец, ученик на штатного специалиста отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1920 году в Омске, Россия) 21. ПЕТУХОВ Василий Николаевич – краснофлотец, ученик на штатного специалиста отделения группы торпедистов БЧ-2-3 (родился в 1921 году в деревне Петухи, ныне – Оричевского района Кировской области России, призван на флот Оричевским РВК) 22. ЕРЁМИН Василий Иванович – курсант, практикант-курсант Тихоокеанского военно-морского училища, прикомандированный на боевой поход к экипажу М-49 в качестве стажёра (1918 года рождения; место рождения не установлено). Вместе со своей подводной лодкой М-63 в период 10 - 17.08.1941 в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°10’с.ш., 132°27’в.д.погиб 21 моряк-тихоокеанец: 1. КОПИН Арсений Павлович – капитан-лейтенант, командир 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок ТОФ, обеспечивающий командира корабля (родился в 1906 году в деревне Хмелёво, ныне – Удомельского района Тверской области России) 2. КАПИЦЫН Борис Спиридонович – старший лейтенант, командир корабля (родился в 1912 году в Бугуруслане, ныне – Оренбургской области России) 3. ПРОЗОРОВ Александр Иванович – старший инженер-лейтенант, командир электромеханической боевой части (БЧ-5) корабля (родился в 1912 году в селе Алестеево, ныне – Богородского района Нижегородской области России) 4. ФЁДОРОВ Василий Родионович - лейтенант, помощник командира корабля (родился в 1918 году в деревне Карамышево, ныне – Щёкинского района Тульской области России) 5. ЦИНГАЛЁВ Григорий Тимофеевич – лейтенант, командир объединённой штурманско-связной боевой части (БЧ-1-4) подводной лодки М-23, прикомандированный на боевой поход к экипажу М-63 в качестве обеспечивающего её штатного помощника командира корабля (родился в 1914 году в деревне Анжеро-Судженка, ныне – город Анжеро-Судженск Кемеровской области России) 6. ШИКАЛОВ Филипп Григорьевич – старшина, корабельный боцман-старшина группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1911 году в селе Мазовое, ныне – Суворовского района Тульской области России) 7. ИВАНОВ Василий Фёдорович – главный старшина, старшина моторной группы (группы движения) БЧ-5 (родился в 1912 году в селе Чупаховка, ныне – Ахтырского района Сумской области Украины) 8. КОЗЫРЕВ Александр Георгиевич – главный старшина, старшина группы торпедистов объединённой артиллерийско-минно-торпедной боевой части (БЧ-2-3) корабля (родился в 1910 году в селе Авроносово, ныне – Бежецкого района Тверской области России) 9. КУРЯТНИКОВ Дмитрий Фёдорович – старшина 1-й статьи, старшина группы электриков БЧ-5 (родился в 1914 году в Москве, Россия) 10. ВИЛОВ Сергей Яковлевич – старшина 2-й статьи, командир отделения электронавигационных приборов (штурманских электриков) БЧ-1-4 (родился в 1917 году в деревне Момихино, ныне – Удомельского района Тверской области России) 11. ВОСТРЯКОВ Фёдор Иванович – старшина 2-й статьи, командир отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1914 году в селе Булзи, ныне – Каслинского района Челябинской области России) 12. ИЛЬИН Иван Павлович - старшина 2-й статьи, командир отделения гидроакустиков БЧ-1-4 (родился в 1914 году в селе Верхне-Корочанское, ныне – Корочанского района Белгородской области России) 13. ЛЕВИН Василий Семёнович - старшина 2-й статьи, командир отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1915 году в селе Малое Скуратово, ныне – Чернского района Тульской области России) 14. СУРЕНКОВ Михаил Миронович – старшина 2-й статьи, командир отделения радистов БЧ-1-4 (родился в 1918 году в селе Ново-Петрово, ныне – Спас-Деменского района Калужской области России) 15. ТЕМНОХУД Василий Фёдорович – старшина 2-й статьи, командир отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1919 году в селе Козявка, ныне – Харьковской области Украины) 16. БОНДАРЕВ Александр Андреевич – старший краснофлотец, старший специалист отделения группы электриков БЧ-5, исполняющий обязанности командира отделения (родился в 1917 году в посёлке Щербиновка, ныне – Дзержинского района Донецкой области Украины) 17. ПАКИН Алексей Николаевич - краснофлотец, старший специалист отделения группы торпедистов БЧ-2-3, исполняющий обязанности командира отделения (родился в 1917 году в Нижнем Новгороде, Россия) 18. КОБОЗЕВ Фёдор Семёнович – краснофлотец, штатный специалист отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1916 году в селе Дмитриевка, ныне – Панинского района Воронежской области России) 19. КОРОЛЁВ Александр Алексеевич – краснофлотец, штатный специалист отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1920 года в селе Дмитриевское, ныне – Заокского района Тульской области России) 20. ЛИМАРЬ Василий Григорьевич – краснофлотец, штатный специалист отделения группы электриков БЧ-5 (родился в 1919 году в селе Юрки, ныне – Козельщинского района Полтавской области Украины) 21. ОСТАПЧУК Иван Демьянович – краснофлотец, штатный специалист отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1919 году в селе Георгиевка, ныне – района имени Лазо Хабаровского края России, призван на флот в 1939 году). ... по идее идеальны для переноса на русско-японскую 1904-1905 гг.



полная версия страницы